Медитации

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Медитации » Йога » Раджа йога


Раджа йога

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Философия Раджа-йоги

Раджа-йога - учение о достижении совершенства сознания или путь овладения умом.
Йога есть "читта вритти нироддха" - прекращение модификаций ума (читты) - так утверждает классический текст по Раджа-йоге "Йога-сутра". Само по себе выражение "прекращение модификаций или видоизменений ума" может пониматься очень неоднозначно. В литературе и среди практикующих йогу можно встретить самые разноплановые толкования:
- остановка ума (смерть ума);
- волевое прекращение;
- подчинение или подавление ума;
- растворение ума;
и так далее...
Но что стоит за подобными определениями на самом деле?
Действительно, через понятие "нироддха" речь идёт о преднамеренном контроле работы ума с целью его упорядочивания и баланса, так как психические процессы в сознании обычного человека крайне нестабильны и окрашены омрачающими влияниями как извне, так и из глубины самого ума, из подсознания.
Невозможно привести к покою и равновесию, гармонии ум, который пребывает в нестабильном состоянии, если не приложить определённое усилие "усмиряющее" "беспокойное море бессознательного плана". Но следует понимать, что само усилие по контролю может создать возбуждающий фактор, выраженное напряжение, которое будет препятствовать обретению баланса и спокойствия в измерении ума. Поэтому процесс активного подчинения на определённой стадии должен плавно переходить к более свободному искусному уравновешиванию психического состояния через гармонизацию ментального и энергетического состояния. Иначе действительного чистого, сбалансированного духовного состояния сознания не возможно будет добиться.
Исходя из этого основного принципа и следует рассматривать всю психическую работу по "очищению ума".

0

2

Цели Раджа-йоги. Познание и достижение Освобождения
Целью медитации могут быть самые разные задачи и результаты. Высшая цель йоги - достижение Кайвальи или Мокши (окончательного освобождения сознания от омрачающих ограничений), это предельная задача. Но на промежуточных этапах могут быть значимы и тактические цели - развитие конкретных позитивных качеств тела и ума или устранение их негативных противоположностей, овладение энергией (накопление праны и её уравновешивание), достижение определённых состояний сознания (разного уровня самадхи).

0

3

Что такое "очищение ума"?
Поскольку с безначальных времён живое существо накопило в собственном бессознательном огромное количество кармы в виде самскар и васан (бессознательных склонностей и омрачений), требуется провести настойчивую работу по очищению ума от действия этих психических аффектов (вритти). Через состояния концентрации и медитации освобождается эмоционально-ментальная энергия личности, праническая энергия, блокируемая психическими "связанностями" и ум обретает подлинную спонтанность и чистоту, личность достигает состояния естественности самовыражения.

Процесс очищения приводит сознание к восстановлению природного потенциала психики, что раскрывает утраченный доступ к творческим силам человека, прежде блокируемым внутренними "психо-зажимами". Фактически, самоочищение ума начинает происходить во время применения методов концентрации и погружения в состояние медитации. Удержание ума в "однонаправленном потоке" выводит из подсознания глубоко укоренившиеся психические травмы и комплексы и самоосвобождает их, трансформирует эти негативные факторы в "чистые качества и силы". Таким образом, через практику Раджа-йоги способности человека растут и духовное начало (Атман) проявляется всё более ярко.

На предельно глубоком уровне достижения чистоты сознания и обретается состояние мокши (освобождения или нирваны). Истинная чистота сознания равноценна переживанию "пустоты" или свободы от всех омрачающих качеств и признаков, что даёт возможность незамутнённым умом беспрепятственно воспринимать удивительную полноту бытия.

0

4

Равновесие ясности и покоя
Проявление в психическом плане активной энергии раджа-гуны выражается, в очищенном уме, как состояние необычной ясности сознания, обострённости и проницательности ума - силы сознания.
Проявление пассивной энергии тамо-гуны выражается в развитии глубокого состояния покоя и стабильности, полного расслабления тела и раскрепощения ума, и при этом энергетические процессы идут абсолютно беспрепятственно. Оптимальное влияние тамо-гуны порождает необычайную пластичность сознания, психологическую адаптивность. Через сбалансированное взаимодействие этих двух гун достигается полноценное равновесие ясности и покоя ума. Покой не становится инертной бессознательностью благодаря действию раджаса, а активная энергия движения (раджо-гуна) не становится причиной напряжения и беспокойства благодаря уравновешивающей силе тамаса. Так достигается состояние естественного баланса энергий, выражающееся в преобладании саттва-гуны.

0

5

Сущность контроля над неустойчивым умом
Таким образом, сущность контроля над неустойчивым умом заключается в приведении тонких ментальных энергий в уравновешенное состояние, которое характеризуется развитием устойчивого проявления саттва-гуны. Вся работа адепта раджа-йоги заключается в обретении саттвы и прочном пребывании в ней. Этот процесс должен быть доведён до достижения полного очищения самой саттвы, которое приводит к состоянию вне действия гун. Именно в нём постигается сущность Пуруши (истинного "Я") или Атмана (абсолютного Духа). Когда достигнута независимость от чувственных импульсов осуществляется поэтапный контроль над процессом мышления. Применяя различные средства управления мыслью, йогин развивает свободу сознания от ментального потока, обретая состояние истинного "наблюдателя".

0

6

Стабилизация саттвы ума
Саттва очищается саттвой - таков ключевой принцип пути к просветлению сознания. Полярные психические состояния в которых доминирует тамас или раджас приводят к выраженной дихотомии (двойственности) поверхностный ум и более глубокие слои сознания. Чем больше интенсивность энергий торможения и возбуждения - тем больше неустойчивость психической структуры личности, тем беспокойнее ум, импульсивнее чувства, выше степень омрачённости разума. Сохранение центрированного сознания и энергии основная задача практикующего после достижения относительно устойчивого состояния ума.

Фундаментом для удержания баланса становится применение следующих принципов: непрерывное сохранение ритма дыхания (пранаяма), управления чувствами (пратьяхара), сосредоточение ума, однонаправленность (дхарана), медитация - непрерывность потока сознания (дхьяна), методы поведения и самообуздания - отречение и беспристрастность (вайрагья), ментальный анализ и исследование: глубокое различение (вичара и вивека), погружение в истинное "Я" (атма-вичара). Результатом всего процесса становится состояние истинного Знания или постижения - самадхи.

0

7

Этапы развития Знания

Пранаяма

Предварительная синхронизация дыхания, а вместе с ней и достижение баланса жизненных ветров (пран), которая развивается на стадии хатха-йоги, находит своё продолжение в системе контроля ума - раджа-йоге. Поддержание тонкого потока дыхания в котором постепенно угасают нестабильные проявления ментальной активности, является пранаямой раджа-йоги. Непрерывное сохранение ритма дыхания, осознание дыхательного процесса приводит к очищению ментальное тело адепта.

Пратьяхара

Устойчивая энергия праны становится фоном для подчинения чувственной сферы. Пять воспринимающих сознаний и их органы чувств прекращают функционировать бессознательно и ставятся под контроль через стабильный ритм дыхания и сосредоточенность. Удержание праны в задержке дыхания не позволяет чувствам стремиться к отвлекающим объектам, ритм дыхания развивает медитативность состояния ума.

Дхарана

Сосредоточение ума становится не только дальнейшей сдерживающей силой чувств, но и приводит к стабильности и погружению сам ум в процессе мышления. Постепенно реализуются два противоположных психических переживания - глубокий покой, пустотность ума и активное движение мысли при сохранении полной устойчивости сосредоточения. Высшая форма дхараны - экаграта или состояние пребывания сознания в "одной точке". Концентрация переходит от напряжённой стадии полного подчинения мысли к сохранению сосредоточенности на высшем "Я" при фоновом мышлении.

Дхьяна

Когда концентрация становится "зрелой", ум стабильным и глубоким - наступает естественный переход к начальным стадиям медитации. Сущность медитации - непрерывность потока сознания к постигаемому объекту. Постепенно переходя от "грубых" объектов, имеющих отличительные признаки, к "тонким", внезнаковым, бесформенным, ум обретает всё более чистое состояние и расширяется. Высшие уровни дхьяны характеризуются состоянием "вне усилия" - естественного течения процесса познания.

Самадхи

Исчерпание ментальных модификаций и обретение умом "зеркалоподобного" состояния, отражающего сущность объекта или Пуруши (высшего"Я") становится состояние истинного Знания или постижения - самадхи. Это предельное постижение формы (качеств) если речь идёт о низших уровнях транса - савикальпа самадхи. И это абсолютно неограниченное состояние "чистого сознания" вне двойственности в аспекте нирвикальпа самадхи - внекачественного трансцендентального состояния "турия".

Саньяма

Объединение трёх взаимосвязанных процессов: дхараны - концентрации, дхьяны - медитации и самадхи - реализации, выражено в триедином понятии "саньяма". В нём последовательно происходит углубление сознания, направленного на предмет исследования внешней, внутренней или единой природы. Саньяма - квинтэссенция раджа-йоги, Поток, раскрывающий совершенную мудрость в постижении Реальности посредством ума.

0

8

Мантры в практике Раджа-йоги
Мантры в практике Раджа-йоги используются ограниченно. Так как работа идёт непосредственно в плане ума, то все модификации качеств, будь то свет или звук, иные ощущения сводятся к простым формам и растворяются в "чистом состоянии" сознания. Поэтому и мантра применяется лишь как предваряющая практика, создающая первоначальный направленный поток ума. Используются сущностные мантры - биджи (короткие мантрические слоги), ассоциируемые с ритмами дыхания. Развёрнутые смысловые мантры применяются лишь для создания определённого настроя пред практикой или по её завершении. Раджа-йоге свойственны в основном ментальные практики основанные на работе с индриями (чувствами) и читтой (подсознательным содержимым ума), манасом (воспринимающим умом) и буддхи (интеллектом).

Конечно, а плане использования мантр, многое зависит от конкретной традиции, школы и руководства учителей. Даже если во время практики медитации возникает спонтанное переживание звука нады (при раскрытии анахата-чакры), то все проявившиеся феномены вибраций постепенно исчезают в истинном беззвучии, по мере приближения к высшему состоянию чистого ума.

0

9

Визуализации в практике Раджа-йоги
Визуализации в практике Раджа-йоги используются при создании опоры для "удержания ума" в процессе концентрации (дхараны). Чем более сильным является ум, тем сущностнее может быть образ сосредоточения. Так как сохранять длительное внимание к объекту концентрации, при использовании абстрактного символа, очень сложно. Необходимо иметь для этого глубокое понимание и духовное отношение (бхаву) к форме визуализации, чтобы можно было бы добиться успеха. Хотя на первом этапе практики предлагается довольно-таки развёрнутые образы (картины природы, лики святых, гуру и божеств, духовные атрибуты, янтры и мандалы и т.п.), но на "продвинутой стадии" объект визуализации становится значительно более простым по форме - образ точки, символ-знак, цвет, простая фигура (круг, квадрат, треугольник). Визуализации могут обретать и бесформенные признаки (потоки света и лучей и т.п.)

0

10

Асаны для практики медитаций Раджа-йоги
Владение правильной асаной для практики медитации Раджа-йоги необычайно важно, так как без такой "телесной базы" достичь приемлемого результата в дхьяне практически невозможно. Асана становится платформой для развёртывания необходимого для дхьяны потока энергии, который будет реализован в изменённом состоянии сознания. Наиболее часто применяемые асаны для медитации: Сукхасана, Сиддхасана, Падмасана, Ваджрасана, Ришасана, а также Йогасана, Свастикасана и некоторые другие, применяемые в специальных случаях.

Асана для медитации должна быть предельно устойчивой и создавать условия для глубокого погружения в состояние релаксации, при этом поддерживая правильное течение энергии в теле и сознании. Совокупность таких качеств позволяет длительно концентрироваться и, при достижении определённой стадии сосредоточения, погрузиться в медитативный процесс.
Критерий медитативной позиции - возможность "отделить" грубые телесные процессы от тонких ментальных, отделить тело от сознания, что приведёт к постепенному входу в план подсознания. Отделение означает, что физика тела более не влияет на психику, не управляет ей. Тело словно становится "прозрачным" как бы несуществующим, предельно расслабленным и раскрепощённым. Вместе с тем и энергия обретает полную свободу, естественность течения. Прана привлекается в сознание и очищает ум, порождает в нём ясность и покой. В качестве вспомогательных средств для успешной медитации используются медитативные пояса и различные поддержки-опоры (йогаданда) тела, особенно полезные при длительных сеансах медитации. Тонкости применения медитативных позиций может объяснить преподаватель, имеющий достаточный опыт в практике дхьяны.

0

11

Пранаяма при практике Раджа-йоги
Техники дыхания при практике дхьяны могут быть самыми различными, начиная от мягких, спокойных ритмов естественного дыхания, до предельно интенсивных кумбхак (задержек дыхания) в которых происходит остановка ума (унмани-авастха). Так например, состояние безмыслия может быть достигнуто мурчха -кумбхакой (задержкой дыхания до границы обморока). Естественно, такого рода практики даются только опытным, максимально подготовленным адептам йоги, у которых, к тому же, есть определённые способности для применения таких интенсивных техник.
Наиболее применяемыми являются методы тонкого дыхания, в которых происходит постепенное упорядочивания хаотичных токов праны тела. Эти дыхательные практики плавно перестраивают динамику дыхания, обменные процессы организма и не создают излишней нагрузки на структуры тела и ума.

Весь процесс медитации создаёт условия для синхронизации витальных (жизненных) потоков энергии и психических тонких энергий. Это достигается через использование правильной позы, применение методов отвлечения чувств от объектов, техникой длительного сосредоточения ума и поддержанием достигнутого состояния в ходе развивающейся дхьяны. Медитация приводит к уравновешиванию энергию человека, так как устраняются:
- рассеивание праны через "двери" чувств на стадии пратьяхары;
- нестабильность праны ввиду беспокойства и захваченности ума на стадии дхараны

Ритмизированное дыхание, выполняемое длительно, при должном сосредоточении, приводит к отсечению чувственной активности и делает ум однонаправленным. Однородность течения праны позволяет снизить импульсы нервной системы, которые могли бы стимулировать мозг к кармическому мышлению, тем самым достигается пустотность и ясность сознания, слияние индивидуального сознания и Абсолюта. Предельно медленный ритм дыхания порождает соответствующие ментальные волны, в результате проявляется природа самого ума, его светоносность и мудрость. Когда кармическая активность левого и правого полушария сбалансирована и подсознание очищено предварительными практиками - открывается "Шива нетра" или "Третий глаз Шивы", т.е. высшее интуитивное видение Реальности. Прана в таком изменённом сознании проявляется в форме ослепительного света, ум просветляется этой энергией.

0

12

Раджа-йоги и Кундалини-йога
Раджа-йога может быть органичным продолжением практики Кундалини-йоги, так как вторая фактически является развитием Хатха-йоги, особенно практик мудр и интенсивных пранаям, нацеленных на пробуждение энергии Кундалини. Достигнутое за счёт энергии состояние расширения (углубления) сознания легко развивается путём применения медитаций Раджа-йоги. Тонкие формы Кундалини, так называемая "Кундалини света" становятся основой для световых медитаций Раджа-йоги. Практика Кундалини раскрывает самые важные йоганади (брахма, ваджра, читрини нади) - энергетические каналы, которые составляют центральный "стержень" структуры ментального тела. Именно благодаря эманации чистой энергии Кундалини разум адепта достигает высочайшего Знания и Блаженства, соединения Шивы и Шакти, Сознания и Энергии, достигает освобождения. Хотя в теории ортодоксальных школ может не упоминаться энергия Кундалини, но это не означает, что жизненная сила не участвует в реализации просветления.

0

13

Переживания во время практики
Переживания во время медитации во многом обусловлены достигнутой степенью медитативного погружения. Условно можно сказать, что существует начальный, продвинутый и конечный уровни переживаемого опыта.
Первые опыты медитативных переживаний могут быть довольно необычны и непривычны, они очень впечатляют практикующего рождают вдохновение и энтузиазм.
Продвинутый уровень практики приносит и специфический опыт, возникающий при углублении дхьяны. Начинают возникать различные феномены света, звука, духовные видения, состояния блаженства, глубокой проницательности, необычные изменения восприятия и сознания, проявляются сверх способности, отголоски опыта прошлых жизней и т.п.
Конечный уровень практики Раджа-йоги, приближающийся к высшим стадиям, характеризуется более тонкими, более духовными переживаниями. Этот уровень открывает различные состояния знания, ясности, пустотности, ощущения целостности, трансцендентной полноты бытия, недвойственности, духовного экстаза и т.п. Предельный уровень, граничащий с Реализацией приносит духовный опыт, который невозможно выразить средствами человеческого языка или искусства, слова здесь оказываются бессильны...

0

14

Достижение сверх способностей (сиддхи)
Сиддхи - высшие совершенства владения внутренними или внешними энергиями, особые феномены, достигаемые глубоким контролем ума. Они могут проявляться на разных стадиях практики Раджа-йоги. Сиддхи могут появиться относительно быстро, или же через долгий период практики, могут возникнуть на очень кратковременный период, а могут стать постоянными, устойчивыми. Всё зависит от того, какими потенциальными качествами обладал йогин изначально, какой применялся метод практики, с какой интенсивностью он практиковался.

Традиционное мнение авторитетных мастеров относительно сиддх заключается в том, что эти способности являются отражением внутренних изменений качеств индивидуума и возникают как знак продвижения к основной цели йоги, но сами по себе они не являются значимой целью. Напротив, сиддхи могут значительно тормозить духовный рост практикующего, так как создают искушение их использования, намеренного применения.
Почему же применение сиддх может создавать препятствия?
Каждая способность обусловлена наличием определённого уровня энергии и её характеристик, если применить на деле какую-либо способность, то жизненная сила, длительное время собираемая практикой йоги будет рассеяна, потеряна для практикующего. Произойдёт энергетический спад, частичное истощение праны, которое не трудно поправимо. Боле того, использование сил может повлечь ментальную привязанность, усиление эго, что наиболее опасно, так как это создаст мощное психологическое препятствие. Первоначальный эффект от применения сиддх может быть очень впечатляющим, вызвать восторг, чувство владения мощью, обладания властью над природой или сознанием других людей. Появится устойчивое желание развивать в себе эти качества ещё больше и использовать по своему усмотрению, а это сделает практику деструктивной, зависимой, ложно направленной (демонической).

0


Вы здесь » Медитации » Йога » Раджа йога


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно