Пространство сна было источником символических видений со скрытым значением, которые обыкновенному египтянину было необходимо истолковывать для того, чтобы понять их истинный смысл. До наших дней дошло несколько масштабных египетских книг-сонников; самый древний из них датируется XIII в. до н. э. — временем правления фараона Рамсеса II. Уникальный свиток папируса был обнаружен в 1928 году вместе с другими магическими, административными, бытовыми и литературными текстами в местности Дейр эль-Мединэ, на западном берегу Нила напротив Луксора, в тайнике, сооруженном в массиве небольшой пирамиды, установленной над гробницей в некрополе мастеров, строивших гробницы фараонов в Долине царей. Эти папирусные свитки были частью архива хорошо известного царского писца Кенхерхепешефа, очень образованного человека, которого царские мастера побаивались и очень уважали, так как писец, судя по слухам, частенько занимался колдовством. Толкование снов в соннике Кенхерхепешефа строится в большинстве случаев на игре слов, мифологических эпизодах, опыте ритуальной практики и этических нормах эпохи. Текст очень большой и ориентирован на мужчину: мужские и женские сонники в Египте различались, но не значительно. Что особенно любопытно, текст содержит толкования некоторых снов очень близкие к тем, что известны в русской традиции.
Приведу отдельные фрагменты из перевода текста:
«Если человек видит себя во сне жующим листья лотоса, — хорошо, это значит что-то, чему он будет рад.
Если человек видит себя во сне стреляющим в цель, — хорошо, это значит, что-то хорошее произойдет с ним.
Если человек видит себя во сне смотрящим в окно, — хорошо, это значит, что призыв его будет услышан его богом.
Если человек видит себя во сне на крыше, — хорошо, это значит, что что-то будет найдено.
Если человек видит себя во сне с удлинившимися волосами, — хорошо, это значит что-то, от чего засияет лицо его.
Если человек видит себя во сне переправляющимся на лодке, — хорошо, это значит преодоление всех споров.
Если человек видит себя во сне убивающим быка, — хорошо, это значит, что его враги будут убиты.
Если человек видит себя во сне разрывающим свои одежды, — хорошо, это значит, что будет он освобожден от всего дурного.
Если человек видит себя во сне мертвым, — хорошо, это значит, что долгая жизнь перед ним.
Если человек видит себя во сне сидящим в саду под лучами солнца, — хорошо, это значит удовольствие.
Если человек видит себя во сне смотрящим на луну, когда сияет она, — хорошо, это значит милосердным будет к нему его бог.
Если человек видит себя во сне хоронящим пожилого человека, — хорошо, это значит процветание.
Если человек видит себя во сне погребенным заживо, — хорошо, это значит радостное процветание.
Если человек видит себя во сне пьющим теплое пиво, — плохо, это значит, что страдание прострется над ним.
Если человек видит себя во сне глядящим на свое лицо в зеркале, — плохо, это значит — другая жена.
Если человек видит себя во сне совокупляющимся с женщиной, — плохо, это значит печаль.
Если человек видит себя во сне укушенным собакой, — плохо, это значит, что он будет тронут магией.
Если человек видит себя во сне укушенным змеей, — плохо, это значит, что спор развернется против него.
Если человек видит себя во сне мечущимся в доме своем, — плохо, это значит, что будет он болен.
Если человек видит себя во сне уколотым колючим растением, — плохо, это значит произнесение лжи.
Если человек видит себя во сне смотрящим в глубокий колодец, — плохо, это значит, что его посадят в тюрьму.
Если человек видит себя во сне наполняющим горшки (?), — плохо, это значит, что будет он в боли.
Если человек видит во сне свои зубы, вывалившиеся перед ним, — плохо, это значит, что один из близких его умрет.
Если человек видит себя во сне закрывающим дом свой, — плохо, это значит отторжение.
Если человек видит себя во сне назначенным чиновником, — плохо, это значит, что смерть приближается и пребывает рядом.
Если человек видит себя во сне видящим небо с дождем, — плохо, это значит, что ссоры начнутся против него.
Если человек видит во сне горящий огонь, — плохо, это значит что будет уведен его сын или его брат.
Если человек видит себя во сне пьющим кровь, — плохо, это значит, что борьба грядет ему.
Если человек видит себя во сне тушащим огонь водой, — плохо, это значит, что имущество его закончится».
Особенно значимыми и редкими были сны, в которых перед спящим представали божества. Такой сон нес исполнение желаний, исцеление или какую-то важную информацию. Например, вельможе Джхутиэмхебу, жившему в Фивах в XIII в. до н. э. и уснувшему близ священной горы богини любви Хатхор, богиня не только явилась, но еще и удостоила редкой чести услышать свою речь и указала человеку на месторасположение его будущей гробницы, посоветовав не двигаться с того места, где он спал «когда была земля в молчании, в глубине ночи».
Сны, увиденные в священных местах, или же в помещениях храма всегда считались в Египте особенно значимыми. Древнеегипетская культура хорошо знала ритуалы инкубации, во время которых человек, желавший получить непосредственно от божества ответ на свой вопрос или же исцеление, проводил ночь в специальном месте, будь то храм, или же какая-то другая святыня.
Залогом успеха в ритуале была как святость избранного места, так и вера человека и его настойчивое желание войти в контакт с божеством. Местом инкубации чаще всего были храмы или же особые подземные «галереи сна» в некрополях, на стенах которых были найдены надписи, оставленные паломниками, благодарными за желанное явление божества во сне.