Медитации

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Медитации » ИЗ книг » Толтек


Толтек

Сообщений 121 страница 150 из 212

121

Мысль об отсутствии мыслей
Прекратить мышление,думая о прекращении мышления,абсолютно невозможно. <Внутренней тишины>нельзя достичь путем мышления в парадигме западной рациональности. Начнем с того,что мы попросту не понимаем,что такое <внутренняя тишина>,потому что у нас нет никакого опыта,связанного с этим состоянием. Если мы пытаемся мысленно представить его,то всякий раз получается что-то другое. Истинная тишина не может попасть в круг нашей мысли. Точнее,мысль не может помыслить того,что находится вне ее достигаемости.
И это следует усвоить как можно раньше:хотя мысль - одно из наиболее важных орудий человека,у нее есть свои границы,пусть и довольно широкие. Главная проблема заключается в том,что мы зачастую до конца своей жизни так и не понимаем,что за пределами этой сферы есть что-то еще,что за ней таятся целые миры,к которым мы могли бы получить доступ,если бы нам удалось прекратить внутренний диалог.
Итак,если у нас нет готового представления об этом состоянии,если стремясь к нему,мы все более отдаляемся от него,если думая,что мы мыслим о нем,мы мыслим о чем-то совершенно ином - значит,мы не в состоянии прекратить внутренний диалог путем рассудочной активности. Мы не можем помыслить (или хотя бы понять) прекращение мышления,поскольку такое состояние само по себе представляет действие ради действия,действие без цели или стремления к достижению чего-то. Чтобы достичь состояния <внутренней тишины>,мы должны,наконец,отказаться от рассудочности. Нам нужно научиться колдовать,не будучи магами. В следующей главе будут изложены некоторые методы,или,скорее,подходы к такому состоянию,- речь пойдет о нашем пути. Вернее,о пути нашего эго,- потому что именно оно и есть самое главное препятствие на пути к <внутренней тишине>.
Однако сначала мне хотелось бы поговорить о некоторых частично уже известных нам особенностях и свойствах этой тишины,дающей нам возможность вспомнить давно утерянный мир безмолвных мыслей.

0

122

Мышление не есть восприятие
Прежде всего,мы должны четко осознать,что мышление и восприятие - не одно и то же. Мышление и восприятие - не одно и то же. Будучи людьми,мы способны к мышлению и восприятию. Являясь по природе энергетическими полями,а значит,воспринимая мир некоторым естественным образом,мы настолько привязаны к своему мышлению,что не воспринимаем всех последствий такого положения и не осознаем всех своих возможностей.
Это не случайно,ведь мысль - становой хребет эго. Более того,мысли представляют собой саму субстанцию эго. Именно поэтому прекращение внутреннего диалога,остановка мысли позволяет нам освободиться от эго,избавиться от оков того пути развития личности,который поддерживается этим эго и,в свою очередь,питает его.
Будучи обычными людьми,мы воспринимаем столь мало,что попросту забываем о различии между мышлением и восприятием. Простые люди полагают,что содержание их сознания тождественно тому,что они способны воспринимать и что реально воспринимают. Проецируя свое сознание на реальность,они подменяют реальность своим представлением о ней,и этот не останавливающийся ни на секунду процесс не позволяет им - точнее,нам - воспринять мир подлинной реальности. В восточной философии это называется майей (иллюзией),то есть обыденной реальностью,<покрывалом>,которое необходимо приподнять,чтобы увидеть реальность истинную. Вот почему и дон Хуан говорит о зрении как об одном из основных видов опыта,который позволяет обычному человеку приобщиться к мудрости и стать человеком знания.
Итак,современный человек является узником в темнице,называемой им реальностью,- темнице,сооруженной его собственным мышлением,характер которого предопределен настроем времени и историей нашего собственного <я>.

0

123

Двери восприятия
Если мы не столько воспринимаем окружающих и смысл ситуаций,в которых оказываемся,сколько навязываем им то,что продиктовано нам нашим сознанием,- тогда на самом деле только прекращение потока сознания может открыть нам двери к настоящему восприятию окружающего. И если нам это удастся,то мы окажемся в лучшем положении,чем те,кто находится в плену собственного сознания. Люди,не способные к подлинному восприятию,постоянно борются за то,чтобы держать под контролем мнимую реальность,и постоянно мучаются из-за последствий разрыва между своим восприятием реальности и ею самой.
В этом разрыве - корни тех жизненных кризисов,которые всем нам приходится время от времени переживать. Бывают моменты,когда нам кажется,что все против нас,когда,несмотря на все усилия,нам не удается достичь поставленных целей. Мы вдруг понимаем,что жизнь,люди и все остальное устроено вовсе не так,как мы до сих пор (начиная с самого нежного возраста) думали,что ми упорствовали в своем заблуждении,прилагая неимоверные усилия для достижения своих целей и не понимая при этом,что действуем в совершенно иных условиях,чем полагаем!
В такие моменты все наши жизненные идеалы и представления о любви,успехе,прогрессе,друзьях и возлюбленных,все наши жизненные ценности тают,как утренний туман. Мы верили в эти ценности,считали их незыблемыми,потому что нас так учили с детства,- и только теперь,в сравнительно зрелом возрасте мы обнаруживаем,насколько трудно совместить эти идеалы с реальной жизнью. Она оказывается слишком ничтожной и скучной по сравнению с тем,что мы могли бы сделать в нашей единственной и неповторимой жизни как смертные - и тем самым волшебные - существа.
Напротив,тот,кто способен к истинному восприятию,способен и действовать в соответствии с истинной реальностью. Он получает значительные преимущества перед теми,кто таким восприятием не обладает,- он получает возможность обрести истинное восприятие,к которому способен каждый человек,что рассеивает перед ним скрывающую реальность завесу и позволяет ему обрести свободу и мощь.

0

124

Пропуск в иную реальность
Для того чтобы эффективней справляться с внешним миром,необходимо добиться прекращения внутреннего диалога - только так можно вернуть себе истинное восприятие. В действительности же,обретение истинного восприятия - лишь первый шаг к пониманию гигантских возможностей,которые открывает перед нами сознание. <Внутренняя тишина>в системе мысли дона Хуана - только отправная точка путешествия в иную реальность.
Дон Хуан называет прекращение внутреннего диалога ключом к двери в иную реальность (IV-240),ибо прекрасно понимает,что явленная нам действительность - всего лишь плод нашего воспитания,основы которого были заложены в раннем детстве. Вот почему эта действительность кажется нам такой - и именно внутренний диалог держит ее в отведенных рамках. Внутренний диалог,как ревнивый страж, постоянно поддерживает непрерывность восприятия действительности,не дает ему прерваться.
Стоит только этой пожирающей нас машине ненадолго остановиться,как окружающая нас действительность рассыпается и перестает быть такой,какой мы ее привыкли видеть. И тогда нам становятся видны те ее грани,которые доселе были от нас скрыты,а если бы мы попробовали их себе представить,то они показались бы нам странными,невероятными - а теперь они раскрываются перед нами,и мы понимаем,что это - настоящая свобода. В этом и состоит наша чудесная тайна:покинуть чуждый нам мир,в котором мы не собирались жить,но в который нас загнали время и личные обстоятельства,и оказаться в мире,который доселе существовал только в наших мечтах.

0

125

Волшебство в этом мире и за его пределами
Пожалуй,эта новая реальность в самом деле поначалу может показаться нам (точнее,обычному человеку) фантастической:вы сможете разговаривать с деревьями,болтать с китами,воспринимать Землю как живое существо,обращаясь при этом со своим телом сновидения как можно осторожнее. Кроме того,в этой иной реальности падают,рассыпаются и исчезают преграды,возведенные всей прежней жизнью,уступая место возможности сотворить новое <я>из доселе неизвестных и таинственных сторон прежней личности,скрывавшихся ранее в ее тайниках. И как только они открываются нам,к нашим Возможностям жить в мире повседневности добавляются такие,о которых мы и не мечтали.
Таким образом,мы можем оказаться в этой новой реальности,не совершая различных странных поступков,вроде полетов во сне. Кроме того,нам становятся доступными искреннее отношение к людям,дружба без зависти,любовь без зависимости,появление нового <я>,превращение сна в явь,обретение новой точки зрения на мир и избавление от старых привычек,казавшихся нам неотъемлемой частью нашего существа. Теперь мы можем узнать то,что было скрыто от нас,но было вполне в нашей власти - теперь мы обрели такую возможность.

0

126

Техника
Один из основных способов остановки внутреннего диалога - это особый способ использования внимания (я имею в виду обычное внимание), которое, благодаря сэкономленной энергии, позволяет выявиться тому, что дон Хуан называет вторым вниманием.
Так как обычное внимание тесно связано с поддержанием внутреннего диалога, то только использование его особым образом может привести к прекращению этого диалога. Следует подчеркнуть, что тренировка внимания полезна для обретения "внутренней тишины", а упражнения для ее обретения способствуют тренировке внимания - эти упражнения часто бывает трудно отделить друг от друга. Строго говоря, упражнения для прекращения внутреннего диалога в действительности представляют собой методы овладения особыми приемами внимания и, таким образом, относятся к сфере упражнений для развития внимания. И только их особая роль в процессе прекращения внутреннего диалога заставляет нас выделить их в отдельную группу.

0

127

Особые практики внимания
Один из факторов, способствующих продолжению внутреннего диалога, - это фиксированность на нем нашего внимания. А так как внутренний диалог является "голосом" нашего эго, то такая форма внимания есть проявление одержимости эго, фокусирующегося на самом себе.
Всякая практика внимания, отвлекающая его от этой "внутренней фабрики слов", способствует прекращению подобной активности, прерыванию внутреннего диалога, - особенно если заниматься этим достаточно долго. Попросту говоря, если этому диалогу не уделять внимания, то он прекращается, - вот почему практически все упражнения, направленные на прекращение внутреннего диалога включают в себя в качестве основного элемента перенаправление внимания.
С этого вы и можете начать свою практику - то есть разработать собственную систему упражнений. Но сначала мне хотелось бы рассказать о некоторых наших упражнениях,доказавших свою практическую полезность.

0

128

34. Прогулка внимания
Ходьба пешком - само по себе полезное занятие, способствующее укреплению здоровья, - это известно всем. Но мало кто из наших современников, подозревает, что стоит добавить к этому кое-что еще, и простая прогулка превратится в прогулку внимания. Чтобы это случилось, требуется особая подготовка - лишь тогда мы добьемся желаемого.
Кто же на Земле знает о ходьбе пешком больше, чем те, кто культивировал эту практику в течение столетий, то есть индейцы. От них-то мы и можем научиться очень многому, что пока скрыто от нас.
Прогулка внимания - отличное средство для прекращения внутреннего диалога: если совершать ее достаточно часто, то непременно можно достичь состояния внутренней тишины. Сначала я перечислю основные элементы этой практики, а затем расскажу подробнее о ее конкретных формах.
• Попытайтесь сконцентрировать внимание не на своих мыслях, а на самом процессе ходьбы и на сосредоточении внимания.
• Двигайтесь в полном молчании. Если в связи с какими-то обстоятельствами вам придется заговорить, остановитесь, скажите то, что хотели, а затем продолжите движение.
• Не пытайтесь остановить поток мыслей, предоставьте им спокойно течь, прислушиваясь к их течению, словно к звуку текущей воды.
• Не важно, с какой скоростью вы идете, - главное, поддерживать ровный темп.
• Старайтесь упорядочить ритм дыхания.
• Концентрируйте свое внимание на дыхании.
• Старайтесь концентрировать внимание на окружающем вас пейзаже и тех чувствах, которые он у вас вызывает (но не на мыслях!).
• Прислушивайтесь к ощущениям вашего тела, особенно в области живота.
• Прислушивайтесь к окружающим вас звукам.
• Не держите ничего в руках. Если вам нужны какие-то вещи, несите их в заплечном рюкзаке.
• Продолжайте движение до тех пор, пока не достигнете состояния особого внимания, - как только вы его достигнете, вы можете пребывать в нем сколь угодно долго.

0

129

Комментарий к технике
Одним из удивительных результатов прогулки внимания является то, что она приводит к возникновению измененных состояний сознания. Эти состояния более известны как "состояния повышенного восприятия" и делятся на несколько степеней. Чем дольше длится прогулка и чем она интенсивней в психологическом отношении, тем выше достигнутый уровень. Кроме того, чем чаще вы практикуете такую прогулку, тем быстрее вы достигнете результата. В итоге вы можете достичь такого уровня восприятия и чувствительности, что станет возможным обрести безмолвное знание.

0

130

35. Ходьба по-индейски
Ходьба цепочкой по-индейски практически ничем не отличается от вышеупомянутого упражнения, разве что в этом упражнении принимают участие несколько человек. Название его проистекает - как легко догадаться - от тех, кто действительно знает толк и в ходьбе, и в концентрации внимания, - от аборигенов Америки. Лично я учился "ходить" именно у них, вот почему это упражнение так и осталось одним из самых любимых мною: не только потому, что в ходе его вы можете поделиться своими волшебными ощущениями с другими, но и потому, что в нем соединяются и усиливаются энергия и внимание участников. А это многократно увеличивает его эффект, так как речь идет не о простом сложении усилий, а о новом органическом феномене.
Ходьбу по-индейски практикуют обычно на малонаселенной и неизвестной участникам местности, так как неизвестность обостряет чувствительность.
Существуют радикальные отличия в понимании процесса ходьбы у аборигенов и представителей современной западной цивилизации.
Современные американцы выделяют во всякой ходьбе два главных элемента - начало и конец. Для них неважно, что происходит во время процесса .передвижения, неважно, идти пешком или ехать в автомобиле, - главное, это достижение цели, и чем скорее, тем лучше. Ходьба (да и любое другое движение) для них только средство достижения цели - вот почему они так нервничают в дороге, стремясь поскорее прибыть туда, куда направляются. (Впрочем, может возникнуть и обратная ситуация, когда становится жалко того, что осталось позади.) Таким образом, для многих современных людей представляет серьезную проблему фиксация своего положения в пространстве, то есть определение своего "здесь и сейчас".
Вот почему многих так утомляет ходьба "по-западному", смысл которой - лишь передвижение из одной точки в другую; вот почему нам так хочется, чтобы она закончилась как можно скорее. Понятно, что от такого движения устаешь, ибо слишком много энергии тратится не на движение, а впустую, из-за нервного напряжения - слишком много внимания тратится на наши мысли, а не на окружающую реальность, не на движение тела. Кстати, ходьба "без внимания" не просто утомительна, она может оказаться опасной. Поэтому многие так боятся передвигаться пешком в незнакомой местности, или ночью, или даже просто ходить пешком.
Кроме того, когда мы идем пешком, мы обычно думаем о том, что осталось позади (в прошлом) или что ждет нас впереди (в будущем), и при этом никак не желаем оказаться в настоящем, в окружающей нас реальности.
Индейцы, аборигены Америки, давным-давно поняли, что такое ходить, и как это следует делать. Они знают, что ходить нужно так, чтобы получать удовольствие от самого процесса ходьбы, наслаждаясь самим движением.
Когда индеец куда-нибудь идет, он знает, что какой бы долгой ни была прогулка, она состоит из отдельных шагов. Индеец каждый миг чувствует себя локализованным в данном моменте и в данной точке пространства - здесь и сейчас; индейцев практически не волнует то, что ждет их в будущем (если только они не разрабатывают какой-то конкретный план). Вот почему идущий индеец никогда не смотрит вперед, например, на вершину горы, на которую взбирается, а смотрит себе под ноги.
Если им приходит в голову, что местность красива, они останавливаются и наслаждаются пейзажем, а потом продолжают путь. Когда они идут, они только идут, здесь и сейчас, не раньше и не позже.
Этим-то и отличается индейская ходьба цепочкой. Перечислим ее основные элементы:
1. Нужно выбрать "следопыта", человека, знающего, куда идти, или, по крайней мере, готового взять на себя ответственность руководить группой, продвигающейся по незнакомой местности.
2. Самое важное - двигаться цепочкой по одному, след-в-след за вожаком.
3. Участники должны держаться друг от друга на определенной дистанции. Расстояния вытянутой руки вполне достаточно - при этом важно, чтобы расстояние оставалось неизменным на всем протяжении упражнения, независимо от рельефа местности.
4. Не оглядывайтесь по сторонам, смотрите прямо себе под ноги. Нет нужды оглядываться, когда вас ведет следопыт. И вообще, зрение здесь не самое важное - важнее восприятие происходящего всем своим существом, всем телом.
5. Нужно найти ритм движения - может быть, принять за основу ритм дыхания или походки. Чтобы от ритма была польза, ему должны подчиняться все участники.
6. Не думайте о конечной точке похода - не бросайте взгляд вперед, чтобы увидеть, "сколько еще осталось".
7. Для этого упражнения необходимо как минимум два участника.

0

131

Комментарий к технике
Важнейшее требование для выполнения этого упражнения - поддержание чувства единства, позволяющего всем участникам ощутить сплетение внимания и энергии каждого. Для этого необходимо помнить две вещи:первое, нужно постоянно держать дистанцию между собой и тем, кто идет впереди, и второе, нельзя сбиваться с общего ритма. Стоит кому-нибудь потерять дистанцию, сбиться с ритма или попросту отвлечься - "цепочка" рвется, и остальная группа не сможет воспользоваться плодами этого упражнения.

0

132

36. Ходьба след-в-след (III-157)
Это разновидность индейской цепочки, в которой каждый участник, за исключением вожака, ступает след-в-след впереди идущему.
При этом все участники идут "в ногу", передвигая ноги синхронно - одновременно левую, затем одновременно правую. Ступня помещается в след ступни той же ноги впереди идущего (даже если реально отпечатка следа не видно - вы как бы "визуализируете" этот отпечаток и ступаете в него).

0

133

Комментарий к технике
Главное здесь - ступать точно в след впереди идущего и не сбиваться "с ноги", даже при неожиданном изменении скорости или рельефа местности. Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд, стоит только по-настоящему сконцентрироваться на этой задаче.
Упражнение должно продолжаться не менее часа (дольше - сколько угодно). Если выполнять его правильно, в соответствии со всеми изложенными выше требованиями, то вскоре возникнет своеобразный "пузырь восприятия", который "поглотит" группу. В ходе упражнения постепенно теряется чувство собственного эго, и человек все больше начинает ощущать себя частью единой группы, коллектива. Самое удивительное, что в таком состоянии люди способны идти, не чувствуя признаков усталости. Наоборот, они как бы получают заряд энергии, чувствуют себя обновленными, заново рожденными.

0

134

37. Скрадывание
Это довольно простое упражнение способно вызывать очень сильные состояния "обостренного восприятия". Его иногда называют "прогулкой тени'.
Упражнение заключается в том, что вы двигаетесь медленно, зато неслышно, стараясь не производить никаких звуков. Не должно быть слышно ни вашего дыхания, ни звука шагов - вы сами не должны слышать своих шагов и дыхания. Вы должны стать беззвучными, словно тень. При этом все движение "направляется ушами" - следует постоянно прислушиваться к собственным движениям, чтобы избежать малейшего звука. Слух должен превратиться на это время в ваше самое главное чувство. В ходе упражнения не следует наступать на предметы, которые могут произвести шум, - нужно перешагивать через ветки, обходить небольшие предметы, не наступая на них, в общем, постоянно следить за тем, чтобы не шуметь.

0

135

38. Ходьба по дон-хуановски (III-35)
1. Прижмите пальцы рук к ладоням, разведите средний и безымянный пальцы или сделайте любой другой похожий жест, главное, чтобы это было вам удобно.
2. Постарайтесь охватить взглядом 180' поля зрения, старайтесь воспринимать все окружающие предметы одновременно. Нельзя концентрироваться на чем-либо одном. Вы должны смотреть прямо перед собой, взгляд устремлен в точку чуть выше горизонта.
У этого упражнения много разновидностей, но все они направлены на прекращение внутреннего диалога. В принципе, все они хороши, и достаточно усвоить то главное, что изложено выше.
Еще раз хочу подчеркнуть, что все типы прогулки внимания, в особенности "походка Силы", направлены на прекращение внутреннего диалога, но в то же время они являются упражнениями на тренировку внимания.

0

136

39. Походка Силы (III-171)
Этот вид прогулки внимания следует практиковать только в состоянии "внутренней тишины". Он ведет к проявлению нагуаля в упражняющемся: в начинающем - до некоторой степени, в адепте - в полной мере. Главное здесь натренированность и наличие определенного запаса энергии. Это упражнение, если к нему добавляется восприятие (осознание) "второго я", может привести к поразительным результатам. Поэтому такое "простое" упражнение на поверку оказывается не таким уж простым.
"Походку Силы" можно в общем определить как движение с большой скоростью, с необычайной энергией, без предварительного изучения местности, опираясь не на привычные пять чувств (во всяком случае, в обычном смысле слова), а на нечто иное, способное направлять вас даже в полной темноте. В каком-то смысле, это напоминает бег,в особенности бег трусцой. Рельеф местности может быть любым, но предпочтение отдается пересеченной местности, с обилием скал и камней, крутыми склонами, или же движение происходит ночью; в общем, это должно быть место, труднопроходимое даже днем.
Это не простое упражнение, и отнюдь не спортивное. Не всякий способен его выполнять, тут мало хорошо знать его принципы. Есть что-то магическое в том, как быстро способно двигаться тело в отсутствие действующего интеллектуального центра. Разумеется, человек, практикующий "походку Силы", должен обладать незаурядными способностями и запасом энергии, но все-таки я включил это упражнение в настоящую книгу, потому что она обращена к самым разным читателям.
"Походка Силы" дается только после освоения других, более легких видов "прогулки внимания", но существует еще ряд упражнений, позволяющих нам понять, насколько мы приблизились к нужному уровню. Они могут подсказать нам, когда мы станем готовы к выполнению этого упражнения.
В "походке Силы" реализуются скрытые возможности организма; в принципе, каждый человек способен выполнить это упражнение, точнее, наши тела способны к этому. Однако большинство людей живут, прислушиваясь в основном к голосу своего эго (внутреннему диалогу), и "забывают" о том, на что способны их тела, - поэтому они считают для себя невозможным такой бег. Но бывают случаи, например, при смертельной опасности или в чрезвычайных ситуациях, когда обычные люди обретают на время способность не задумываясь о грозящей опасности мчаться ночью по пересеченной местности, балансировать на краю пропасти, и тем самым нередко спасают свою жизнь. Причем раньше они и подумать ни о чем таком не могли, не говоря уже о тренировках. Когда такое случается и тело берет бразды правления в свои "руки", люди часто говорят о "чуде" или "Божественном вмешательстве".
Таким образом, приступая к систематическим тренировкам, не забывайте о "походке Силы". Когда тело пробудится и окажется готовым к "походке Силы", можно отбросить все остальные подготовительные упражнения. С этого момента тело берет власть в свои руки, оставляя позади рассудок и эго с их желаниями и объяснениями, - их просто отстраняют от участия. Вот как все это может выглядеть:
1. Начните с ходьбы по ровной местности при дневном освещении. Поднимайте колени как можно выше, пока вы не почувствуете, что способны проделывать это без особого труда. Вам нужно найти состояние, промежуточное между напряжением и расслабленностью. Мышцы постепенно согреваются, доходя до точки "напряженности", после которой они уже не могут так просто расслабиться. Если вы натолкнетесь на своем пути на препятствие, то мышцы не дадут телу пораниться или получить иное повреждение (например, вывих или перелом). Вы окажетесь в специфическом состоянии, которое можно назвать "расслабленным напряжением", - все ваши чувства обострены, вы рветесь в бой, и в то же время чувствуете необычайное спокойствие и хладнокровие. Этот этап упражнения должен продолжаться не менее часа.
2. После освоения первого этапа можно усложнить задачу и перейти на более пересеченную местность - в каменистую долину или русло высохшей реки. Увеличивайте постепенно скорость - тут очень важно почувствовать себя естественно,перестать опасаться травмы. Вы убедитесь в том, что ноги обладают такой гибкостью, что сами приспосабливаются к неровностям местности и препятствиям в виде скал, стволов упавших деревьев и так далее. Постепенно пробуйте ощутить местность "всем телом", а не только глазами - старайтесь понемногу отводить взгляд от земли под ногами. Попробуйте сначала смотреть себе под ноги, только чуть вперед, и не фокусируя взгляд на почве. Обычно когда мы идем, то решение о том, куда поставить ногу в следующий момент, принимается совместно зрением/мозгом/сознанием. При "походке Силы" решение принимается на основании связи тело/мир, или, если быть точнее, энергия внутри/энергия снаружи.
После того как вы окажетесь способны к движению с большой скоростью, лишь скользя взглядом по поверхности земли перед собой, поддерживая ровный ритм движения и дыхания, не утомляясь, не падая и не получая травм, вы можете перейти к следующей стадии.
3. На этой стадии следует перейти к упражнениям на склоне - сначала пологом, потом более крутом. В идеале вы должны стремиться к достаточно крутому горному склону. (Кстати, после этого вы сможете еще с большей скоростью двигаться по ровной местности.) Только не забывайте - к этому нельзя перейти за один день, нужны длительные постоянные упражнения. Длительность подготовительного периода зависит от способностей каждого конкретного человека. Зато если вы достигнете стадии, на которой окажетесь способны к "походке Силы", то для вас не будет ничего невозможного, перед вами откроются обширные горизонты. Помните, важно не переусердствовать в упражнении на горном склоне: если вы потеряете ритм или равновесие, скорость ничего не даст - вы снова окажетесь в оковах обыденного восприятия и даже можете получить травму.
4. Освоив вышеуказанные упражнения, вы можете приступить к усложнению, увеличивая скорость при сохранении ритма. Только в этом случае нужно ориентироваться на как можно более крутые склоны.
Если вы достигли совершенства в первых четырех упражнениях, можете приступить к упражнениям в темноте.
5. Начните упражняться на закате или при свете полной луны. Полная луна особенно предпочтительна, потому что ее свет облегчает как передвижение, так и достижение состояния левостороннего осознания. Когда вы достигнете совершенства и в этих условиях,при ступайте к упражнениям в полной темноте, на неизвестной вам местности. Правда, при этом вы обнаружите, что вам - вернее, вашему эго - не очень-то по душе такое упражнение. Зато тело способно двигаться со сверхъестественной эффективностью, благодаря тому, что оно находится в более непосредственной связи с внешним миром, чем сознание.

0

137

Комментарий к технике
Замечу с самого начала, что, поскольку внутренний диалог несовместим с "походкой Силы", то по мере тренировки этот диалог начинает постепенно стихать. "Походка Силы" забирает у организма такое количество энергии, что на внутренний диалог сил просто не остается. Благодаря этому совершенствуется техника ходьбы. Напротив, если сознание одолевает, то "походка Силы" превращается в обычный бег трусцой.
Итак, упражнение "походка силы" приводит к прекращению внутреннего диалога, открывает нам новые стороны реальности и нашего собственного "я". Достижение состояния "внутренней тишины" посредством физической активности, обретение тончайшего контакта с миром позволяет пробудить новые состояния сознания, осознать свое другое "я". К этим новым возможностям относится и нагуализм.

0

138

"Походка Силы" и нагуализм
Иногда,когда идешь <походкой Силы>по незнакомой пересеченной местности,начинаешь чувствовать себя животным:это видно по изменению ритма дыхания,по странному чувству уверенности в себе,по невольно вырывающимся у нас звукам.
Впервые я понял это,когда участвовал в упражнении с группой,двигавшейся индейской цепочкой по склону крутого холма к югу от Мехико - ночью,при полной луне. Мы уже два дня занимались упражнениями <за пределами слов>- теми. что мы называем <племенем>. Мы двигались в полной тишине,поглощенные тьмой,неслышные,словно тени в родном для них мире. Одетые в странные костюмы два дня не говорившие друг с другом и погруженные в свою работу,мы начали испытывать необычное состояние,когда ни наше прежнее <я>,ни наше прошлое уже ничего не значили. Мы стали племенем,и нам нужно было добраться на другую сторону горы,где жило другое племя.
Внезапно я почувствовал непреодолимое желание ускорить шаг. Окружающая растительность слилась в единый фон,мрак вокруг еще более сгустился. Казалось,что-то толкает меня в спину,словно мне нужно было кого-то догнать. Постепенно я перешел на легкую трусцу,и мной овладел новый ритм. Я чувствовал в себе силы бежать и бежать,не останавливаясь,бежать долго. Но я знал,что не могу сделать этого,потому что я был не один,пусть мои товарищи казались всего лишь тенями. Я пытался убедить их принять мой ритм,я <подталкивал>их,до тех пор,пока вдруг то,что толкало меня вперед,не исчезло;у меня началось нечто вроде головокружения. Я ускорил шаг,потом побежал,причем с такой скоростью,с какой не бегал и по ровной местности при свете дня. Дыхание было глубоким и свободным,из губ вырывались какие-то странные хрипы и стоны. Я превратился в животное,мчащееся ночью по горам,в настоящее животное. Тени вокруг внезапно обрели новый смысл:почему-то мне казалось,что мое поведение естественно,это был мой мир. Я родился для того,чтобы жить в нем,просто не знал этого раньше. Меня окружали загадки,но я сразу же находил разгадки к ним. Я чувствовал в себе какие то поразительные силы. Я наслаждался этим новым для меня миром,я превратился в дикое животное,животное без мыслей,без прошлого. Причем я знал,каким именно животным я стал,и чувствовал,что стремился к этому всю мою жизнь.
Не помню,сколько прошло времени,прежде чем я обрел себя и вернулся в мир своих товарищей. Впрочем,меня не интересовало,что они подумали обо мне,о моем поведении. Это зависело от того,насколько у них была развита чувствительность,насколько они умели <видеть>. Обычный человек,наверное,испугался бы,но я не сомневался,что со мной случилось именно то,о чем писал дон Хуан:вне наших чувств не существует никакой реальности,реальность и есть то, что мы чувствуем. Итак,в эту ночь,мчась в темноте по склону горы,как дикое животное,я постиг смысл нагуализма.

0

139

Новые чувства
Внутренний диалог тесно связан с привычным для нас использованием пяти чувств,но если мы попробуем использовать эти чувства как-то иначе,то сможем достичь состояния тишины.
В современном потребительском обществе зрение можно назвать <царицей чувств>. В потребительском обществе наших дней основное воздействие направлено на органы зрения,все рассчитано на зрительный удар,поэтому остальные чувства обычных людей отступают на второй план. Когда мы находимся во власти зрения,мы перестаем прислушиваться к тому,что говорят нам остальные чувства,а зрение становится послушным слугой внутреннего диалога.
Обычная связь чувств и внутреннего диалога может быть выражена следующим образом:глаза - мысль - мир - глаза и так далее. То,что мы видим,и то,как мы это видим,определяется нашим внутренним диалогом,причем таким образом,что мы воспринимаем не совсем то,что находится вне нас,- сначала мы проецируем на эту реальность свои внутренние представления,а потом их же и воспринимаем,даже не подозревая об этом. Мы с детства привыкли к тому,что зрение является самым важным чувством,- вот почему,когда нам удается научиться видеть несколько иначе,чем обычно,или изменить иерархию чувств,то мы может добиться прекращения внутреннего диалога. Примером может служить индейская цепочка ночью,когда слух и осязание заменяют зрение и становятся основой восприятия. Любое необычное использование чувств может послужить способом достижения состояния <внутренней тишины>.

0

140

40. Слушание
Оставайтесь в полном молчании с закрытыми глазами в течение, по меньшей мере, пятнадцати минут, прислушиваясь к окружающим звукам (II-225).

0

141

41. Природный поток
То же самое, что и в предыдущем упражнении, только проводиться оно должно в месте, где слышен постоянный и постоянно меняющийся звук, - например, на берегу ручья, у потрескивающего костра, во время дождя или непрерывного ветра.

0

142

42. Вслушивание в тишину
Вслушивайтесь в окружающие звуки, пытаясь найти между ними моменты тишины, пока вы не начнете воспринимать не только последовательность звуков (их ритм), но и ритм тишины. Постарайтесь связать эти моменты между собой, как вы обычно поступайте со звуками (II-225-232).

0

143

43. Временная слепота
Закройте глаза повязкой и пребывайте в таком состоянии слепоты от нескольких часов до нескольких дней, стараясь при это заниматься обычными делами. Правда, в это время за вами должен наблюдать кто-то другой, чтобы вы не получили травму.

0

144

44. Расфокусированное зрение
Расфокусируйте взгляд, стараясь не фиксировать его на каком-либо одном предмете. Проделывайте это упражнение на протяжении как минимум пятнадцати минут (V-295-296).

0

145

45. Наблюдение за тенями
Созерцайте объекты, отбрасывающие большую тень (деревья, скалы, холмы и так далее), стараясь визуализировать эти объекты не как комбинацию красок и света, а как комбинацию теней (III-194).

0

146

Комментарий к технике
Во всех этих упражнениях очень важным является постоянство практики. Чем дольше вы практикуетесь, тем лучше, но если упражнения начинают мешать вашей привычной жизни, лучше уменьшить их продолжительность, потому что главное - чтобы вас во время упражнений не отвлекали никакие тревоги. Упражнения вообще нужно рассматривать не как средство, а как цель. Забудьте о том, что ваша истинная цель - прекращение внутреннего диалога.
Еще один важный элемент - выбор места и времени для упражнений. Лучше всего выбрать свободное время, когда ничто не может помешать вам или отвлечь. Место подойдет практически любое, но все-таки лучше выбирать место подальше от ваших повседневных маршрутов, может быть, даже ненаселенные места, расположенные где-нибудь поблизости. На более поздних стадиях тренировок, когда вы достигнете определенного успеха, можете продолжить тренировки и в городе.

0

147

Дыхание
Большинство дыхательных упражнений могут оказаться полезными для достижения "внутренней тишины", поскольку в их ходе мы уделяем больше внимания дыханию, а не мыслям. Концентрацию внимания на дыхании можно назвать одним из основных методов достижения "внутренней тишины". Вот почему многие медитативные практики пригодны для наших целей,особенно если мы не будем связывать их с определенной формой религии, эзотерики, символизма и прочих "измов".

0

148

46. Основная техника дыхания
Это упражнение,известное под названием "совершенное дыхание", включает в себя следующие элементы:
1. Дышите только через нос.
2. При вдохе наполните воздухом сначала низ живота, затем область грудной клетки, начиная с самого низа и до верха.
3. Наполните легкие воздухом до отказа, так, чтобы не осталось больше места для воздуха.
4. Прежде чем выдохнуть воздух, задержите его на некоторое время в легких (чтобы обеспечить то, что называется "полным кислородным насыщением").
5. При выдохе старайтесь выдохнуть воздух до конца, полностью опустошить легкие.
6. Вдыхайте и выдыхайте медленно, ритм дыхания должен быть гораздо более медленным, чем обычно.
7. Сконцентрируйтесь на дыхании, а не на своих мыслях. Если в голову будут приходить какие-то мысли, старайтесь не обращать на них внимания, словно это ничего не значащие звуки. Внимание должно быть приковано к дыханию.

0

149

47. Вариации дыхательной техники
Попробуйте дышать точно так же, только ртом. При этом возникает в высшей степени интенсивное состояние восприятия, как нельзя лучше пригодное для наших целей.

0

150

48. Звуковые вариации
Во время "совершенного дыхания" попытайтесь сконцентрироваться на внешних звуках. Постарайтесь заполнить ими свой внутренний мир до такой степени, чтобы не осталось места для прочих мыслей. С этой целью вы можете использовать как звуки природы, так и городские звуки. Можно использовать и музыку, только, по возможности, без слов, которые могут вызвать мысли. Можно попробовать упражняться и вслушиваясь в разговор, однако старайтесь не разбирать слова - они должны оставаться для вас только звуками (это не так-то просто для новичка).

0


Вы здесь » Медитации » ИЗ книг » Толтек


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно