Пранаяма при практике Раджа-йоги
Техники дыхания при практике дхьяны могут быть самыми различными, начиная от мягких, спокойных ритмов естественного дыхания, до предельно интенсивных кумбхак (задержек дыхания) в которых происходит остановка ума (унмани-авастха). Так например, состояние безмыслия может быть достигнуто мурчха -кумбхакой (задержкой дыхания до границы обморока). Естественно, такого рода практики даются только опытным, максимально подготовленным адептам йоги, у которых, к тому же, есть определённые способности для применения таких интенсивных техник.
Наиболее применяемыми являются методы тонкого дыхания, в которых происходит постепенное упорядочивания хаотичных токов праны тела. Эти дыхательные практики плавно перестраивают динамику дыхания, обменные процессы организма и не создают излишней нагрузки на структуры тела и ума.
Весь процесс медитации создаёт условия для синхронизации витальных (жизненных) потоков энергии и психических тонких энергий. Это достигается через использование правильной позы, применение методов отвлечения чувств от объектов, техникой длительного сосредоточения ума и поддержанием достигнутого состояния в ходе развивающейся дхьяны. Медитация приводит к уравновешиванию энергию человека, так как устраняются:
- рассеивание праны через "двери" чувств на стадии пратьяхары;
- нестабильность праны ввиду беспокойства и захваченности ума на стадии дхараны
Ритмизированное дыхание, выполняемое длительно, при должном сосредоточении, приводит к отсечению чувственной активности и делает ум однонаправленным. Однородность течения праны позволяет снизить импульсы нервной системы, которые могли бы стимулировать мозг к кармическому мышлению, тем самым достигается пустотность и ясность сознания, слияние индивидуального сознания и Абсолюта. Предельно медленный ритм дыхания порождает соответствующие ментальные волны, в результате проявляется природа самого ума, его светоносность и мудрость. Когда кармическая активность левого и правого полушария сбалансирована и подсознание очищено предварительными практиками - открывается "Шива нетра" или "Третий глаз Шивы", т.е. высшее интуитивное видение Реальности. Прана в таком изменённом сознании проявляется в форме ослепительного света, ум просветляется этой энергией.
Медитация света
Раджа-йоги и Кундалини-йога
Раджа-йога может быть органичным продолжением практики Кундалини-йоги, так как вторая фактически является развитием Хатха-йоги, особенно практик мудр и интенсивных пранаям, нацеленных на пробуждение энергии Кундалини. Достигнутое за счёт энергии состояние расширения (углубления) сознания легко развивается путём применения медитаций Раджа-йоги. Тонкие формы Кундалини, так называемая "Кундалини света" становятся основой для световых медитаций Раджа-йоги. Практика Кундалини раскрывает самые важные йоганади (брахма, ваджра, читрини нади) - энергетические каналы, которые составляют центральный "стержень" структуры ментального тела. Именно благодаря эманации чистой энергии Кундалини разум адепта достигает высочайшего Знания и Блаженства, соединения Шивы и Шакти, Сознания и Энергии, достигает освобождения. Хотя в теории ортодоксальных школ может не упоминаться энергия Кундалини, но это не означает, что жизненная сила не участвует в реализации просветления.
Переживания во время практики
Переживания во время медитации во многом обусловлены достигнутой степенью медитативного погружения. Условно можно сказать, что существует начальный, продвинутый и конечный уровни переживаемого опыта.
Первые опыты медитативных переживаний могут быть довольно необычны и непривычны, они очень впечатляют практикующего рождают вдохновение и энтузиазм.
Продвинутый уровень практики приносит и специфический опыт, возникающий при углублении дхьяны. Начинают возникать различные феномены света, звука, духовные видения, состояния блаженства, глубокой проницательности, необычные изменения восприятия и сознания, проявляются сверх способности, отголоски опыта прошлых жизней и т.п.
Конечный уровень практики Раджа-йоги, приближающийся к высшим стадиям, характеризуется более тонкими, более духовными переживаниями. Этот уровень открывает различные состояния знания, ясности, пустотности, ощущения целостности, трансцендентной полноты бытия, недвойственности, духовного экстаза и т.п. Предельный уровень, граничащий с Реализацией приносит духовный опыт, который невозможно выразить средствами человеческого языка или искусства, слова здесь оказываются бессильны...
Достижение сверх способностей (сиддхи)
Сиддхи - высшие совершенства владения внутренними или внешними энергиями, особые феномены, достигаемые глубоким контролем ума. Они могут проявляться на разных стадиях практики Раджа-йоги. Сиддхи могут появиться относительно быстро, или же через долгий период практики, могут возникнуть на очень кратковременный период, а могут стать постоянными, устойчивыми. Всё зависит от того, какими потенциальными качествами обладал йогин изначально, какой применялся метод практики, с какой интенсивностью он практиковался.
Традиционное мнение авторитетных мастеров относительно сиддх заключается в том, что эти способности являются отражением внутренних изменений качеств индивидуума и возникают как знак продвижения к основной цели йоги, но сами по себе они не являются значимой целью. Напротив, сиддхи могут значительно тормозить духовный рост практикующего, так как создают искушение их использования, намеренного применения.
Почему же применение сиддх может создавать препятствия?
Каждая способность обусловлена наличием определённого уровня энергии и её характеристик, если применить на деле какую-либо способность, то жизненная сила, длительное время собираемая практикой йоги будет рассеяна, потеряна для практикующего. Произойдёт энергетический спад, частичное истощение праны, которое не трудно поправимо. Боле того, использование сил может повлечь ментальную привязанность, усиление эго, что наиболее опасно, так как это создаст мощное психологическое препятствие. Первоначальный эффект от применения сиддх может быть очень впечатляющим, вызвать восторг, чувство владения мощью, обладания властью над природой или сознанием других людей. Появится устойчивое желание развивать в себе эти качества ещё больше и использовать по своему усмотрению, а это сделает практику деструктивной, зависимой, ложно направленной (демонической).